18.01.2019

Как астроциты влияют на производство новых нейронов

У некоторых веществ, входящих в состав каких-либо внутриклеточных процессов, иногда обнаруживаются весьма интересные и неожиданные функции. Например, у белка нестина – компонента цитоскелета в астроцитах, как выяснили шведские исследователи, эта функция – в торможении развития новых нейронов. Подробности этого опубликованы в журнале Cerebral Cortex.

Споры о том, появляются ли новые нейроны в мозге взрослого человека, с новой силой возобновились с марта 2018 года – с того момента, как вышла статья, «громящая» нейрогенез. Тем не менее в «животном» нейрогенезе сомневаться не приходится, и ученые работают над тем, чтобы разгадать его регуляторные цепочки – возможно, если механизм будет известен досконально, получится кое-что использовать и у людей.

Международная группа исследователей во главе с учеными из Sahlgrenska Academy в Гетеборгском университете (Швеция) обратила внимание на то, как на окружающие клетки могут воздействовать филаментные белки, в частности, нестин.

«Промежуточные филаментные белки, или нанофиламентные белки, как их иногда называют, представляют собой важные стрессовые белки, которые во многих типах клеток выступают в качестве кризисных командных центров во время клеточного стресса и становятся мишенями при многих заболеваниях. Они также связаны с контролем дифференцировки клеток, и в головном или спинном мозге их регуляция может стать новым подходом для улучшения пластичности мозга и запуска регенерации при инсульте, травме или нейродегенеративных заболеваниях», — считает Милош Пекни (Milos Pekny), руководитель исследования.

ченые вывели специальных мышей с отключенным геном, кодирующим нестин, и выяснили, что у них нарушалась память из-за того, что начинало образовываться слишком много новых, молодых нейронов, которые не успевали функционально интегрироваться в существующие нейронные схемы. Оказалось, что сам нестин непосредственно не оказывает действие на производство новых нейронов, но влияет на него косвенно.

Сам нейрогенез регулируют астроциты, которые формируют среду для новых нейронов. И теперь известно, что нестин, находясь в астроцитах, регулирует сигналы Notch, которые подавляют нейрогенез, чтобы не было слишком интенсивного образования новых клеток. Если же нестина оказывалось недостаточно, нейрогенез чрезмерно активировался, из-за чего страдала долговременная память.

Так что теперь, когда очередные звенья этого механизма стали известными, можно воспользоваться знаниями и во благо человека. Если все-таки в нашем мозге возможно производство новых нервных клеток.

Текст: Анна Хоружая