18.01.2019

Открыт новый механизм действия «гена Альцгеймера»

Уже давно известно, что люди с двумя копиями гена аполипопротеина E4 (ApoE4) в возрасте старше 65 лет больше подвержены болезни Альцгеймера, чем остальная часть населения. Учёные из Института Салка выявили молекулярную связь между геном ApoE4 и накоплением белка, который связан с болезнью Альцгеймера, и эта связь, возможно, способна объяснить механизм развития заболевания у людей с двумя копиями гена ApoE4. Исследование опубликовано в 2016 году в Journal of the American Chemical Society.

Существует три модификации аполипопротеина E:  ApoE2, ApoE3 и ApoE4. Все белки ApoE выполняют нормальные физиологические функции в организме: транспорт жиров, холестерина и витаминов по телу, а также в мозг. Мутация в ApoE4 представляет собой четко установленный генетический фактор риска для позднего начала болезни Альцгеймера. В предыдущих исследованиях ученые предположили, что ApoE4 может влиять на то, как мозг избавляется от бета-амилоида, однако, что именно происходит на молекулярном уровне, не было ясно.

Для того, чтобы найти белок, ответственный за распад ApoE4, ученые сделали скрининг тканей и обнаружили фермент, который называется HTRA1. При сравнении уровня распада ApoE4 с ApoE3 при помощи фермента HTRA1 исследователи установили, что фермент лучше «обрабатывает» ApoE4 нежели ApoE3,  разрушая его на более мелкие, менее стабильные фрагменты. Этот факт позволяет предположить, что люди с геном АpoE4 могли иметь меньше аполипопротенов Е в целом в клетках, а в мозге — больше продуктов распада белка.

«Люди думали о тау или бета-амилоидах как вещах, которые вызывают болезнь Альцгеймера, но это исследование говорит нам о том, что нужно думать больше о белках, которые могут повлиять на тау или бета-амилоид через биохимические пути»,  — сказал один из авторов исследования.

Результаты нужно проверить и подтвердить в исследованиях на животных, прежде чем ученые могут быть уверены, что HTRA1 — действительно связующее звеном между ApoE4 и болезнью Альцгеймера у людей. Но если они верны, то они могли бы привести к лучшему пониманию недуга и появлению потенциально новых стратегий лечения.

Текст: Алексей Паевский